Как Астана получила право летать над Транссибом

Опубликовано: 09 Марта 2017 15:02

Как выяснил «Ъ», авиавласти РФ и Казахстана нашли компромисс по ряду взаимных претензий, но для этого пришлось пойти на ряд болезненных уступок. Астана признала подмосковный аэропорт Жуковский региональным, что должно увеличить число рейсов в Астану и Алматы, и согласилась назначать вторых перевозчиков на маршруты из России. Москва разрешила казахской Air Astana летать по транссибирским трассам в Монголию без роялти, которые обычно платят иностранные перевозчики. Но источники «Ъ» считают компромисс «неоднозначным», так как уступки могут привести к разрушению сложившейся системы регулирования в отрасли. Российские авиакомпании получили возможность выполнять рейсы из аэропорта Жуковский в Астану и Алматы, сообщили «Ъ» в Минтрансе РФ. Это стало возможным в обмен на предоставление авиакомпаниям Казахстана права летать в Монголию по транссибирским трассам над территорией РФ. В Министерстве по инвестициям и развитию Казахстана уточнили, что решение было принято «по итогам ряда переговоров на основе сложившегося двустороннего партнерского сотрудничества». В Астане уточнили также, что казахские перевозчики смогут «открыть новые направления — в Улан-Батор и Токио».Кроме того, говорят источники «Ъ», знакомые с ситуацией, авиавласти двух стран договорились назначать двух перевозчиков с каждой стороны на маршрутах между РФ и Казахстаном с частотой семь рейсов в неделю и возможностью дальнейшего увеличения до 14 рейсов. Пока на маршрутах Москва--Астана и Москва--Алматы по одному перевозчику с частотой семь раз в неделю — «Аэрофлот» и Air Astana. Из регионов РФ летают S7, «Победа», Scat Airlines. Перевозчики Казахстана получили и право ежедневно летать из Астаны и Алматы в Байконур (космодром в аренде у РФ). Сейчас туда летают авиакомпания АЛРОСА, «Руслайн» и «Уральские авиалинии», но по разовым разрешениям. Регулирование авиаперевозок входило в число наиболее острых проблем между РФ и Казахстаном. Как сообщал «Ъ» 25 марта 2016 года, Москва отказывалась разрешать Air Astana летать по транссибирским маршрутам в Монголию без роялти (платежи, которые берутся со всех иностранных компаний на таких маршрутах), опасаясь создания прецедента. В Air Astana называли аргумент «несостоятельным», поскольку маршрут начинается и заканчивается в Азии. В Министерстве по инвестициям и развитию Казахстана «Ъ» заявили, что альтернативный пролет в Монголию через Китай обходился бы дороже. РФ также настаивала на предоставлении семи частот для второго перевозчика, не аффилированного с первым («Аэрофлотом»), на что Казахстан был не готов (в стране нет второй достаточно крупной авиакомпании). А Минтранс РФ, присвоивший аэропорту Жуковский (около 50 км от Москвы) статус регионального, заинтересован в признании этого спорного решения авиавластями других стран. Это давало бы Жуковскому право пользоваться имеющимися в межправительственных соглашениях невыбранными квотами на полеты из регионов РФ за рубеж, тогда как столичные квоты Шереметьево, Внуково и Домодедово по популярным направлениям выбраны. Как писал «Ъ», региональный статус Жуковского вызывал вопросы, например, у Израиля и Таджикистана. В итоге в ноябре 2016 года с таджиками удалось договориться о временном паритете. Но компромисс, разрешающий спорные вопросы, может создать и ряд рисков. Источник «Ъ», знакомый с ситуацией, говорит, что решение «оценивается как неравнозначное», так как российская сторона «упустила реальный рычаг управления воздушным сообщением в пределах СНГ, уступив в вопросе полетов по транссибирским трассам». Другой собеседник «Ъ» добавил, что «признание Жуковского региональным и назначение новых авиакомпаний создаст серьезный прецедент, означающий, что существующую систему двусторонних соглашений можно видоизменять в зависимости от ситуации». Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов отмечает, что межправительственные соглашения позволяют учитывать специфику отдельных аспектов взаимоотношений между государствами, но добавляет, что важно и «сохранение единообразия существующей практики» во избежание новых спорных ситуаций.

0 комментариев к Как Астана получила право летать над Транссибом

Оставлять комментарии могут только зарегистрированые пользователи

Войти через:
Instagram astanagid.kz
Twitter astanagid.kz
Верхний баннер
Вход в личный кабинет
Запомнить меня на этом компьютере
Забыли пароль?

Вы можете легко и быстро авторизовываться на
сайте при помощи популярных социальных сетей:

Зарегистрироваться на сайте Астана гид

Присылайте мне анонсы мероприятий 1 раз в неделю!

Вы можете легко и быстро авторизовываться на
сайте при помощи популярных социальных сетей: